пятница, 31 января 2014 г.

КРОНШТАДТ-1921 ПОБЕДИЛ В ОКТЯБРЕ-1993



Александр АРТЁМОВ

В январе с. г. исполнилось 20 лет со времени подписания Борисом Ельциным указа о полной реабилитации участников Кронштадтского восстания 1921 года. Вновь открыть эту страницу истории заставляет, между прочим, и нынешний киевский майдан, на котором тоже вспоминали Кронштадт. Там красовался вывешенный некими "правыми анархистами" большой плакат, на котором "революция" (кронштадтские матросы) противопоставлялась "контрреволюции" (Ульянову-Ленину и его соратникам, нарисованным рядом с какими-то мрачными фигурами в белых ку-клукс-клановских балахонах).

Что ж, давайте разбираться. Начнём с того, что восставшие кронштадтцы в 1921 году называли своё движение "третьей революцией" - после Февраля и Октября 1917 года. По их мысли, Кронштадт продолжал и развивал дело Февраля и Октября.

Бывший участник кронштадтского восстания матрос Иван Ермолаев, доживший до ельцинской реабилитации, в 1989 году опубликовал в журнале "Дружба народов" свои мемуары о Кронштадте, озаглавленные "Власть Советам!..", и стихи:

Осталось нас совсем немного.
Чья юность, вольностью горя.
Пошла нехоженой дорогой.
Внимая зову Октября.
Нас время мало изменило,
И жаль, что пагубная хмурь
Так неожиданно затмила
Пред нами ясную лазурь.

Как видим, и спустя почти 70 лет бывший матрос-кронштадтец упрямо продолжал считать восстание 1921 года продолжением Октября. Немножко странно с этой точки зрения, что ельцинский режим, отвергнувший и осудивший и Октябрь, а потом, после некоторых раздумий, и Февраль 1917 года, почему-то решил реабилитировать "третью революцию", которая якобы развивала и углубляла дело первых двух. Но тогда напрашиваются простейшие вопросы.

Был ли Кронштадт-1921 революцией или контрреволюцией?

Был ли октябрь-1993 революцией или контрреволюцией?

Ну и, заодно уж, раз на "евромайдане" нынче вспоминали Кронштадт: является ли майдан-2014 революцией или контрреволюцией?

По второму вопросу ответ очевиден, сейчас разве что только самые упёртые либералы из числа "октябристов"-1993 продолжают настаивать на "революционности" и "прогрессивности" того переворота, упрямо не желая замечать, что нелюбимый ими путинский режим вылупился из жерла октябрьской танковой пушки-93, стрелявшей по Дому Советов.

По третьему вопросу - о майдане - тоже постепенно наступает желанная ясность. Либералы, конечно, продолжают с восторгом поддерживать своих новообретённых союзников-нацистов, майданациков, так сказать (как в 1993-м те же либералы поддерживали своих тогдашних союзников - будущих путинских силовиков). Ну, а среди тех российских умеренно-левых, которые тоже поддержали поначалу "евромайдан", чем дальше, тем больше воцаряются сконфуженное молчание и растерянность, по мере того, как из пробитого "евроокна" просовывается, как в гоголевской сказке, наглая нацистская свиная харя.

Почему же участники киевского майдана, тон которому теперь задают откровенные нацисты из "SS-вободы", вдруг почувствовали симпатию к кронштадтским морякам из далёкого 1921-го? Ведь красные флаги они на дух не переносят, памятник вождю Октября с восторгом разбили на куски (кронштадтцы-1921 к Ленину, несмотря ни на что, сохраняли внешнее уважение), пришедших на майдан левых профсоюзников прогнали и избили, да так, что те угодили в больницу - почему же?

Ларчик, как говорится, открывается просто: всё дело в том, что сам Кронштадт вовсе не был продолжением ни Октября, ни Февраля, наоборот, он зачёркивал, отменял большинство достижений этих революций. Хотя по внешней форме и называл себя "революцией". Но если бы он и по сути был революцией, почему тогда, спрашивается, вся белая эмиграция, от кадетов до монархистов, восприняла этот мятеж на-ура? Или они тоже подались в революционеры?

Белый контр-адмирал В. К. Пилкин описывал в своём послании генералу Юденичу, как в восставший Кронштадт ездила делегация белогвардейских офицеров: "Они рассказывают, что их встречали со слезами. Многие говорили не стесняясь, при всех, что глубоко раскаиваются о содеянном. Председатель Рев. Комитета Петриченко (писарь с "Петропавловска") всё время старался дать понять приехавшей в Кронштадт из Гельсингфорса делегации, чтобы не обращали большого внимания на пункты Кронштадтской декларации, якобы наспех составленной и переделывать которую теперь будто бы не время... Но, конечно, эта болезнь слов доказывает, что не очень, значит, ещё приспичило. Вот, когда Царя будут требовать, тогда будет ясно, что дальше жить в Совдепии действительно невозможно... Я не могу не жалеть о падении Кронштадта, т.к. наше офицерство должно было волей-неволей принять участие в восстании и, конечно, окончательно перебито."
"Наспех составленная" декларация, чтобы было понятно, это та самая, которая провозглашала Кронштадт "третьей революцией". Впрочем, такое часто бывает в истории: контрреволюция маскирует себя под революцию. Например, "революциями" называли себя и перестройка 25-летней давности, и "марш на Рим" Муссолини 1922 года, и даже гитлеровский переворот 1933-го. Но в реальности все эти перевороты либо обозначали переход от революционного этапа к реакционному (В. И. Ульянов назвал Кронштадт "термидором"), либо переход от одного реакционного этапа к следующему, ещё более реакционному (как во Франции - после реакционного термидора последовал ещё более реакционный брюмер, а потом ещё более реакционная Реставрация).

Точно так же только на первый взгляд может показаться странным, что спустя сто дней после расстрела Белого дома Ельцин вдруг озаботился реабилитацией участников восстания, произошедшего за 70 с лишним лет до того. С логической точки зрения - нонсенс, подавив одно восстание, реабилитировать участников другого. С политической же и классовой точек зрения - всё совершенно логично. Октябрь 1993-го доделал то, что не слишком удачно начал Кронштадт: процесс контрреволюции.

Кстати, ещё более примечательна судьба другого участника восстания 1921 года - Василия Бусыгина, также в годы перестройки заявившего о себе - снявшегося в документальном фильме "Я из Кронштадта". Он в 1938 году отправился в НКВД со следующим предложением: если те, кто штурмовал крепость, всякие Тухачевские и Дыбенки, оказались врагами народа, как и сам глава Красной армии Троцкий, то не настала ли пора реабилитировать пострадавших от этих лютых ворогов невинных моряков-кронштадтцев? Но на Лубянке тогда от него отмахнулись: не до вас, мол, товарищ!..

Пора полностью реабилитировать кронштадтцев настала только тогда, когда наследие Февраля и Октября 1917 года, включая даже такие общедемократические завоевания, как отделение церкви от государства и школы, национализация церковного имущества, республиканский характер государства, и т.д., оказалось либо отринуто, либо поставлено под угрозу. Вот тогда-то Ельцин и подписал свой указ...

Как это ни забавно, но в святцах современной постсоветской "элиты" - что российской, что украинской - из которых давным-давно вычеркнуты и Октябрь, и Февраль, до сих пор значится т. н. "третья революция" - Кронштадт. Можно сказать, что уже 20 лет, с момента реабилитации кронштадтцев, мы живём в стране победившего кронштадтского мятежа.
И теперь каждый сам может судить, нравится ему это или нет...

ДО ОЛИМПИАДЫ ОСТАЛОСЬ...



Дмитрий СТАРИКОВ
      
...9, 8, 7, 6, – сколько-то там дней. Призывая, как всегда, к победам, – власти, – и спортивные, и государственные, – благоразумно не уповают на медальное первенство, как в 60-70-е годы. Основные причины ясны: уполовиненность прежней (с именем СССР) России, уход на пенсию советского поколения, приход немногочисленных хиляков 90-х г. р.
      
И ещё одна причина: тогда, в 60-х, исходили из хрущёвского дополнения к ленинскому лозунгу: "коммунизм – советская власть плюс электрификация, плюс химизация". В выпускных классах, при шестидневке, химия была 5 раз в неделю. Все наши нобелевские открытия были сделаны тогда. Наше первенство в космосе, по мнению многих знающих, было обеспечено химсоставом нашего топлива. В первой пятёрке наших космонавтов был врач Ю. Егоров. А медицина космическая и спортивная – родные сёстры. А теперь западные достижения, когда наши их позаимствуют или стибрят, – их же западными гегемонами переводятся из стимуляторов в допинги. Они пользуются уже следующими технологиями, а наших – дисквалифицируют.
      
И всё-таки, осмеливаемся пожелать нашим попасть в пятёрку, а то и в тройку лучших.
      
Кстати, может быть секретные джентльменские протоколы об обмене победами и медалями хозяев прошлых и будущих игр в пользу настоящих всё-таки действуют?

ЧТО ТАМ, В КИЕВЕ



Дмитрий СТАРИКОВ
      
Из того, что и сейчас уже ясно: никогда Ленин не будет водружён во Львове, а Бандера в Севастополе. И что известную максиму З. Бжезинского – "Россия с Украиной – сверхдержава, а без Украины она таковой не является" – следует уточнить: "с Украиной, включающей Киев". Как там обернётся – не знают сейчас ни в Кремле, ни в Белом доме, ни в Раде, ни на майдане.
      
Воссоединяясь три с половиной века назад, мы заплатили за это расколом, а только за Киев, – наждачной европеизацией Петра с Меншиковым вместо бархатной – Софьи с В. Голицыным.
      
И всё-таки – воссоединяться надо!

ДЕЛО ИЛЬИ РОМАНОВА: КНИГИ ТРОЦКОГО СНОВА ИЗЫМАЮТ ЗА "ЭКСТРЕМИЗМ"



На днях пришло письмо от политзаключённого Ильи Романова, отправленное 9 января 2014 года из Нижегородского СИЗО. Илья сообщает ряд любопытных подробностей по своему делу и, в частности, пишет:
      
"Большое спасибо за поддержку и солидарность, а также за присланные материалы. Слишком длинно писать действительно не следует. Вкратце, однако, расскажу о своём деле. На нём, по-моему, также идёт обкатка новой следственно-судебной технологии, по которой будет подлежать доказыванию не совершённое обвиняемым преступление, а его "оппозиционность", после чего через ст. 30 УК (приготовление к совершению преступления) его можно будет надолго упрятать за решётку за это мнимое "приготовление" (к терроризму, массовым беспорядкам, созданию экстремистских сообществ и т.д.).
      
Практика эта, впрочем, не новая, а только хорошо забытия старая: напр., сколько у нас в стране пересидело за "приготовление к убийству Сталина"? Хотя доказать приготовление к совершению того или иного преступления, на мой взгляд, всегда очень сложно, а в большинстве случаев и вовсе невозможно. Не только обвинение в "приготовлении к терроризму", а и многое другое в моём деле напоминает практику 30-х годов. Напр., при обыске была изъята т. н. "литература экстремистского содержания", в числе которой – произведения Л. Троцкого. Вроде не 37-й год, чтобы при обысках Троцкого изымать, а поди ж ты. Также и сотрудники ЦПЭ напрямую грозили "создать обстановку нетерпимости в отношении близких, как это было в 1937 году с членами семей врагов народа". Сразу после ареста СМИ начали сообщать со ссылками на "источники в правоохранительных органах", что якобы предотвращены теракты, и не только в Нижнем Новгороде". Есть другие совершенно поразительные моменты в деле, создающие впечатление... путешествия на машине времени в прошлое, о которых упоминать здесь не буду. Между прочим, кстати, экспертный центр ФСБ отказался проводить экспертизу изъятых предметов (они находились там без малого 2 месяца), и вернул эти предметы органу дознания. Теперь они направлены на экспертизу в ГУВД. У меня, как я изначально показывал, имелась только самодельная пиротехника, аналогичная находящимся в свободной продаже петардам.
      
Поэтому, думается, внимание общественности к этому делу необходимо (как и к делу Стомахина, на котором тоже проводится обкатка)...
       
Передавайте привет знакомым и друзьям из московского ДС, и наилучшие пожелания в наступившем 2014-м году.
      
Всего доброго, Илья Романов.
09.01.2014 г."
      
Напомним, что Борис Стомахин – арестованный ультралиберальный публицист, т. е. по политическим взглядам – антипод леворадикала Ильи Романова. Однако характер предъявленных ему обвинений (в числе которых, в частности, "оправдание террора народовольцев против царя Александра II" и "оскорбительные деноминации Всевышнего" – это прямые цитаты из обвинительного заключения) подтверждает оценку Ильи, что подобные формулы обвинений "обкатываются", чтобы найти потом гораздо более широкое применение.
      
А в Фейсбуке, между тем, недавно появился текст Анастасии Зиновкиной "Как становятся террористами?", посвященный Илье Романову. Цитата:
      
"Когда-то в отчаянии я говорила, что мы боремся, но никогда не увидим результатов своей борьбы. Что я борюсь только потому, что не могу по-другому.
      
Илья улыбнулся и сказал, что увидим. Что он уже видит. Что мы сами – это уже результат.

Спасибо тебе, Илья. С Новым годом тебя."

"ИНФОРМ-ПОЛИС": ОБЩЕСТВЕННИКИ БУРЯТИИ "ПОИМЕЛИ" БЫВШЕГО МЭРА УЛАН-УДЭ



В Улан-Удэ, в общественной палате Бурятии 30 января 2014 года прошёл круглый стол - обсуждение новой книги бывшего мэра столицы Бурятии Геннадия Айдаева "Уроки бурятского". Мероприятие оживилось благодаря участию активисток ДС и других оппозиционных организаций Бурятии Надежды Низовкиной и Татьяны Стецуры.

Газета "Информ-Полис" http://www.infpol.ru/component/k2/item/1535-obshchestvenniki-buryatii-poimeli-byvshego-mera-ulan-ude/1535-obshchestvenniki-buryatii-poimeli-byvshego-mera-ulan-ude.html
сообщает под заголовком "Общественники Бурятии «поимели» бывшего мэра Улан-Удэ":

"В маленьком кабинете девушек встретили радостным приветствием и аплодисментами.

- Я совершенно случайно подумал: дай-ка отправлю приглашение Низовкиной и Стецуре. Решил, что они в Москве, а нет, здесь. Ну, это сенсация! Экстраординарное событие! - объяснил появление правозащитниц модератор круглого стола.

Появление девушек насторожило секретаря Общественной палаты. Женщина стала стрелять глазами в сторону Олега Булутова и угрожающе шептать, что здесь должен проходить приём граждан, а данное мероприятие является несанкционированным.

- Я буду вынуждена доложить о том, что здесь происходит, - предупредила секретарь члена Общественной палаты.
Однако, присутствующих уже было не остановить. Низовкина со Стецурой сразу же подхватили тему, высказав свое мнение о Геннадие Айдаеве. По их словам, бывший мэр пытается взять на себя роль национального лидера.
Однако, присутствующих уже было не остановить. Низовкина со Стецурой сразу же подхватили тему, высказав свое мнение о Геннадие Айдаеве. По их словам, бывший мэр пытается взять на себя роль национального лидера.

-  Я так понимаю, что в настоящий момент бурятская общественность усиленно ищет себе национального лидера в связи с тем, что считает положение бурятского языка и своей нации плачевным, - начала Надежда Низовкина. - Я считаю, что поиск национального лидера бессмысленен и вреден. Надежда на лидера никогда не оправдывается. Лидер всегда хуже возлагаемых на него ожиданий. Он всегда высоко возносится и начинает презирать свой народ или с самого начала или позже. Это всегда вызывает разочарование, и народ падает духом. Нашему обществу необходимы кардинальные перемены: пора перестать смотреть на старые имена и старые фамилии. Могу призвать каждого вспомнить о собственных достоинствах и потенциале и обратить особое внимание на позитивные действия и вклад каждого, - попыталась вдохновить и без того вдохновлённых присутствующих оппозиционерка."

tvcom-tv (http://www.tvcom-tv.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=32808) приводит ещё такую цитату из выступления Надежды Низовкиной: "Вопрос о деятельности Айдаева интересен и дискуссионен, однако нашему обществу необходимо идти другим путем. Перестать смотреть на старые имена, старую элиту. Как правило, вся её борьба, этой старой элиты, за наше будущее как минимум фальшива, где эта старая элита была раньше".