понедельник, 19 декабря 2011 г.

ПЕРЕМЕНЫ ИЛИ СМЕНА ЛИЦ?


Надежда НИЗОВКИНА

Большое видится на расстояньи, и на расстояньи кое-что выглядит слишком большим... Пока провинция сходит с ума от ожидания (в Москве войска, революция, Москва наше все!), пока любой сельский обыватель в Сибири страстно говорит о политике, на месте не усидишь. А в Москве прохожие будничны, в транспорте не общаются, и только 10 декабря в отдельно взятом куске столицы горели глаза и царил праздник. Прямо как после взятия Бастилии. Но по правде говоря - это было начало конца.

8 декабря, через день после задержания в иркутском аэропорту, нам удалось вырваться в Москву прямо из логова - родного Улан-Удэ. С нашего семинара, проводимого Российским исследовательским центром по правам человека, треть делегатов благополучно сбежала на площадь. Оставалось только выбрать - на которую?

К этому историческому митингу все ждали эпохального разгона и такого же эпохального раскола. Однако Немцов, которого не было в числе организаторов, странным образом выступил в единоличных переговорах с мэрией. Благодаря этому акцию, назначенную на площади Революции, перенесли на Болотную против воли организаторов.

Раз люди решили отправляться шествием с первой площади на вторую, пришлось проделать весь путь. Ведь ожидалось, что самые жесткие меры могут быть при движении, но этого не произошло. Радикальная часть так и осталась с Революцией, а колонна так и проследовала в Болото. Среди всех - спаянные ряды русских державников. Приличные либералы морщились: "Вот эти весь бренд портят! Провокаторы - еще лозунги скандируют, за это всех заберут!" (а лозунги были не такие уж нацистские). Но лично мне не было жаль своего выбора: удалось присутствовать в том месте, где все решалось большинством и где находилась будущая российская элита.

Нечего и говорить, что Навальный не близок мне, представителю национальной республики, по своим русско-державным взглядам. Да и не было Навального на площади - ведь он сидел. Но посмотрим: этого ли ждало наше общество? И зачем обязательно Болото выбирать?

Последний вопрос не случаен. Тренд нашего времени - символизм имен собственных. Путин - понятно. Медведев - лицо партии медведев. Навальный? Очевидно, символ борьбы народных масс. Просто Путин вел стройными рядами, а Навальный - внесистемным натиском. Но если так, то и в Болотной площади был глубокий смысл. Согласовав перенос революции на местность именно с таким названием, элита, конечно, избежала насилия, но ничего хорошего в этом не было. Народ, отделенный от микрофона (и это в такой день!), с самого начала приучают к смирению. Речи говорили только представители (контр)элиты. Впрочем, не удалось прорваться Владимиру Лукину, но, очевидно, решение о его "вбросе" было принято на госуровне, причем поздно - когда площадь накопилась. А вертолета на него не хватило.

Я считаю, что сегодня каждый лидер должен отказываться от своего выступления в пользу представителей народа, особенно восторженных студентов. Хотя и мне как региональному лидеру жаль. Кстати, в Бурятии не было ни одного нашего митинга, на котором бы мы не предоставляли свободного микрофона, и его наличие всегда подчеркивалось как главное качество акции. Понятно, что на Болотной ситуация численно другая, но сам принцип выступления хотя бы десяти простых студентов многое бы изменил.

По сути главный вопрос как раз в этом: перемен нам надо или смены вождя на кандидатуру, устраивающую и оппозиционную элиту, и Кремль? Если последнее, то фамилия у кандидата вполне подходящая. В Бурятии он не всем понравится, но где она, эта глухомань? А если уж перемен, то необходимо выдерживать внутреннюю (или всеобщую?) демократию хотя бы на самом митинге. Не спускать протесты в дырочку. Не кричать смешное для 150-тысячного рта: "Мы придем еще!" а оставаться на этой площади на все время до выполнения требований. А то даже вождей еще не освободили, а они уже скандируют: "Спасибо милиции!"

12-13 декабря мне довелось присутствовать на "ежедневной вахте" возле спецприемника для 15-суточников. Вчера не было и четырех человек. Сегодня даже плакатов было три, а народу пара десятков, но где те 150 тысяч? Арестанты из окна выкидывают простыню с надписью СВОБОДУ и деловито осведомляются, удалось ли ее заснять. Типичное блогерское настроение. Ни грусти, ни боли, как говорится.

Да, в Москве наступали великие времена, но теперь они перевалили за свой рубеж и пошли на убыль. Компетентные органы знают, как с этим бороться. И если этим окончится вся многолетняя борьба... тогда, может, ну ее в болото?

Комментариев нет:

Отправить комментарий